Прототипы большинства транспортирующих машин были распространены с древних времен. Первые упоминания появились в области водоснабжения и конечно строительства. Во времена древнего Египта стали известны водоподъемные сооружения, которые, по сути, являются прототипом современного ковшового элеватора. Также в качестве водоподъемных механизмов известны ленточные скребковые машины (прототипы ленточных конвейеров) и изобретение великого ученого Архимеда - архимедов винт (данное изобретение являлось прототипом винтового транспортера).
Позже, в 15—16 веках винтовые конвейеры, выполненные из дерева, начали использовать на мукомольных предприятиях. Об использовании транспортирующих механизмов в России стало известно с 17 века. В 1764 г. Е. Г. Кузнецов русский механик изобрел многоковшовый водоподъемник, который впоследствии использовался для подъема руды и земли.
Позже в 1788 г. К. Д. Фролов гидротехник, работавший на руднике, построил большую комплексную установку для подъема руды, своеобразный ленточный конвейер. За основу устройства были приняты рудоподъемники непрерывного действия, элеваторы ковшовые (грузоподъемность 10 тонн руды в час). В 1860 г. русский изобретатель Александр Лопатин внедрил в Сибири на золотых рудниках систему ленточных конвейеров для перемещения песка и гальки. Изначально в качестве ленты использовался холст, позже кожа и листовая сталь.
В начале 1873 года департамент торговли выдал Михаилу Коузову патент (свидетельство) на золотопромывочную машину. Машина состояла из пескового и галечного ленточных конвейеров, а сама машина была установлена на промыслах Амурской компании. А сами ленточные конвейеры приводились в движение посредствам парового двигателя.
В истории России существует множество примеров применения оригинальных транспортирующих механизмов. Хотя большинство попыток отдельных изобретателей не так широко распространены, так как в большинстве случаев для тяжелых и трудоемких погрузочно-разгрузочных работ в России, обычно использовался дешевый человеческий труд. После Великой Октябрьской социалистической революции ситуация изменилась и механизация (автоматизация) транспорта развивается более быстрыми темпами. Так в 1928 году была создана монтажная организация «Транстехстройконтора» с множеством отделений по всей стране, от Харькова до Владивостока. Основная задача организации проектирование и монтаж установок механизации транспорта. Первым объектом новой организации стал процесс проектирования и монтаж системы ленточных конвейеров для транспортировки топлива Каширской ГЭС. После этого производились проектные и монтажные работы в различных отраслях: в сельском хозяйстве, создание картофелеуборочных комбайнов с транспортером, тяжелой промышленности, на тракторных заводов и автомобильных заводах.
В связи с большими потребностями, на тот момент времени, в средствах комплексной механизации транспорта были созданы различные отделы механизации транспорта практически во всех отраслевых проектных институтах, ну и конечно на крупных заводах. Кроме того важнейшим шагом в развитии этого направления стало создание специализированных заводов, которые занимались серийным выпуском транспортирующих машин.