К серии промышленных электродвигателей АИР относятся современные трёхфазные асинхронные машины с короткозамкнутым ротором. Применяются данные электродвигатели в качестве приводов промышленных насосов и любых других вращающихся механизмов.
Электродвигатели в Краснодаре и Краснодарском крае можно купить в магазине насосного оборудования "Гидромаш-Краснодар".
Структура обозначения
Рассмотрим упрощённую структуру обозначения типоразмера двигателя:
АИР XXX Y n Z k
- А – асинхронный;
- И – разработан организацией «Интерэлектро»*;
- Р – реализуется в России и на экспорт. Если «С» - только для экспорта;
- XXX – цифры, высота оси в мм;
- Y – буква S, M, или L. Габарит электродвигателя по длине станины (от английских слов «короткий – short», «средний – medium», «длинный – long»;
- n – число пар полюсов, другими словами скорость вращения. При n=2 3000 об\мин. При n=4 1500 об\мин и т.д. до n = 12. Могут быть многоскоростные двигатели, тогда пишется несколько n через косую черту.
- Z к – обычно У, т.е. общепромышленного исполнения.
Двигатели АИР используются в составе таких насосов, как К, КМ, НМШ, Д, ВК и другие насосы.
Устройство.
Основой мотора является корпус статора, в котором собран сердечник из шихтованной электротехнической стали с пазами для обмотки. Тонкие (0.35 – 0.5 мм) листы стали изолированы друг от друга тонким слоем теплостойкого лака. Это определяет наименьшие потери в стали, так как общий магнитный поток электродвигателя делится на множество потоков в каждом листе сердечника.
В пазы статора укладывается обмотка из круглого провода, изолированного полиэфирным теплостойким лаком. Лобовые части обмотки выполняются в виде корзинки и крепятся специальной вязкой. В пазах обмотка крепится клиньями из стеклотекстолита. Для двигателей большой мощности (свыше 100 кВт) обмотки выполняются секциями из провода прямоугольного сечения, который имеет витковую изоляцию и корпусную. Жёсткие секции так же укладываются в пазы и заклиновываются. Обмотки двигателей АИР имею класс изоляции «F», это значит, что они могут работать при температуре до 180°С.
Бочка ротора набранная то же из электротехнической стали надевается на вал двигателя. В пазах бочки залита алюминиевая обмотка, закороченная по торцам ротора короткозамыкающими кольцами. Поэтому ротор и называется короткозамкнутым. На шейки вала надеваются подшипники качения, которые устанавливаются в подшипниковые щиты.
Вывода обмотки статора выводятся в клеммную коробку. При подаче напряжения на обмотку статора электродвигателя, возникает вращающееся магнитное поле, которое взаимодействуя с обмоткой ротора заставляет последний вращаться с заданной скоростью. Скорость зависит от числа пар полюсов статорной обмотки.
Двигатели этой серии имеют два контура охлаждения. Внутренний – вентиляторы с обеих сторон ротора на КЗ кольцах. Наружный – вентилятор на не приводной стороне двигателя, который обдувает охлаждающие рёбра корпуса статора. Крепление мотора может быть фланцевым и на лапах. Иногда комбинированное.
Характеристики
- линейка мощностей 0.18 – 355 кВт;
- напряжения -220, 380, 660 В;
- степень защиты – 1P54, 1P55;
- диапазон рабочих температур -40 +40°C.
- среда – не агрессивная, не взрывоопасная.